Валуйская земля славится своими богатыми духовными традициями, уходящими корнями в далекое прошлое нашего порубежного края.
С момента основания крепости Валуйки, в конце 16 века, как стратегического пункта организации обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы.
В условиях постоянной внешней угрозы со стороны Крымского ханства, непрекращающихся набегов кочевников, православие стало стержнем объединения местного населения в борьбе с врагами, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости.
История существования Валуек наглядно подтверждает место и роль православия в жизни русского человека, подверженного постоянным испытаниям как природного, так и иного характера. Примером этому служит наличие на территории Валуйского уезда накануне событий октября 1917 года более 50 храмовых сооружений.
Особое же место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относящийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Он расположен в трех километрах на юг от города Валуйки на низменном полуострове, в месте слияния рек Оскол и Валуй.
Первые сведения о монастыре относятся к периоду Смутного времени, а официально временем его основания считается 1613 год, когда существование монастыря было утверждено Указом царя Михаила Федоровича Романова. Монастырь имел значительное экономическое, общественно-политическое и духовное значение для Валуйского уезда и соседних территорий. За монастырем были закреплены земельные владения и крестьяне сел Орехово, Яблоново, Казинка, Казначеевка. Легендарным основателем монастыря согласно монастырским хроникам считается старец Корнилий, положившем начало святой обители.
С момента своего основания монастырь стал играть важную роль в духовной жизни Валуйского уезда и соседних территорий Украины.
Здесь находились высокочтимые православные святыни – икона Божьей Матери Троеручицы и икона Святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны.
Длительное время в монастыре действовала посольская размена, здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатической миссии в Москву, а монахи выступали в качестве переводчиков. В ряде сел уезда и в городе Валуйки монастырем были основаны церковноприходские школы, где велось обучение грамоте детей крестьян.
Свое название монастырь получил по наличию на его территории двух храмов: в честь Успения Пресвятой Богородицы (до настоящего времени не сохранилась) и в честь Святителя Христова и Чудотворца Николая Мирликийского.
Никольский храм был заложен 22 мая 1906 года, и освящен 1 сентября 1913 года, в память о 300-летии основания монастыря и династии Романовых. На торжественном открытии храма присутствовало до 50 тысяч человек, в том числе паломники с отдаленных территорий России и Украины.
В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки.
«Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи. Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» (Журнал«Воронежская старина» 1914 год выпуск 13)
Закрытие Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, официально произошедшее в 1926 году, негативно сказалось и на существовании пещерного монастыря. Очевидно, что в конце 20-начале 30-х годов он повергся разграблению, изгнанию монахов и многолетнему запустению.
Период борьбы с религией, к сожалению, вычеркнул немало интересных и поучительных страниц из летописи существования монастыря. Сохранились достаточно скудные сведения, особенно научного характера, о времени и обстоятельствах основания святой обители. Все это породило, и продолжает порождать среди населения неисчислимые слухи и легенды, окутывая прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности.
4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря.
2 декабря 2012 года на Валуйскую землю в Свято-Николаевский собор прибыла обретенная икона, список чудотворной иконы «Троеручица Валуйская», история которой неразрывно связана с Валуйским монастырем.
История иконы «Троеручица Валуйская» корнями уходит в XIX век, когда местный купец Антон Першин получил по молитвам перед ней исцеление от тяжелой болезни. Сам же образ, по одним сведениям,
был написан на Афоне. В 1876 году в трапезной монастыря был устроен домовой храм в честь иконы Богородицы "Троеручица".
Об обретении списка рассказывает настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки игумен Агафангел (Белых): «Сам чудотворный образ скорее всего погиб в 20-е годы вместе с разрушенным монастырем. От Успенского храма, в котором она находилась, остался только фундамент и подвалы. Но нам удалось найти список с той иконы.
Примечательно, что на нем, в отличие от оригинала, нарисованы образы благоверного князя Александра Невского и святой Анастасии. Такие иконы часто писались для какой-либо семьи.
Этот список находился в антикварном магазине, и я узнал о его существовании совершенно случайно. Тотчас поехал в магазин. Антиквар, сначала просивший за образ большую сумму, сам оказался родом из Валуек и, в итоге, узнав, что икона будет доступна для поклонения верующих, передумал и просто подарил ее храму»
После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из почитаемых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья.
И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.
органинизация экскурссий: 8 (47236) 3-13-89; 3-22-11