25 августа в Москве начал свою работу двенадцатый по счету Международный авиационно-космический салон МАКС, заявки на участие в котором подали 850 компаний, в том числе 156 иностранных корпораций из 30 стран. Традиционно, кульминацией одного из крупнейших мировых аэрокосмических салонов станет летная программа, в которой, как ожидается, примут участие восемь пилотажных групп, в том числе, уже знакомые валуйчанам «Русские витязи», памятные своим выступлением над городом 12 июля 2013 года, в день 70-й годовщины танкового сражения под Прохоровкой.
«Русские Витязи» - авиационная группа высшего пилотажа ВВС России, выполняющая групповой и одиночный пилотаж на
многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», а также в том, что истребители являются серийными образцами.
К сожалению, далеко не все валуйчане знают о том, что в испытаниях одного из первых прототипов ставшего легендарным истребителя СУ-27 принимал участие наш земляк, лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого Евгений Степанович Соловьев.
Строки его биографии довольно скупы. Евгений родился 1 января 1931 года в г.Валуйки. В родном городе окончил среднюю школу, а в 1949 году - Одесскую специальную школу ВВС. В 1952 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков, до 1956 был в нём лётчиком-инструктором. В 1956-1958 служил в строевых частях ВВС.
В 1958 году, окончив школу летчиков-испытателей, перешел на летно-испытательную работу. В 1966 году окончил Московский авиационный институт.С сентября 1958 по апрель 1959 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ (в настоящее время – Государственный научный центр РФ ОАО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова»).Участвовал в проведении ряда испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
С 1959 - лётчик-испытатель ОКБ Павла Осиповича Сухого. Выполнил первые полёты и провёл испытания истребителей-бомбардировщиков Су-7Б (24.04.1959), Су-17М (28.12.1971); провёл испытания второго лётного экземпляра истребителя-перехватчика Су-15, испытания по дозаправке и маневрированию на сверхзвуковых скоростях Су-15, участвовал в испытаниях самолетов Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и их модификаций, катапультировался из СУ-15.
22 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за освоение новой военной техники и проявленные при этом исключительную выдержку, отвагу и героизм, Евгению Степановичу Соловьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века в ОКБ П. О. Сухого начались работы по созданию нового многоцелевого всепогодного истребителя. Требовался маневренный истребитель с большой дальностью полета, мощным вооружением с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, который мог бы бороться как с ударными самолетами НАТО на всех высотах, так и с истребителями, типа новейших на то время F-15.
Первый опытный экземпляр истребителя Т-10-1 впервые поднялся в небо 20 мая 1977 года, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным.
В 1978 году был построен второй прототип - Т-10-2, по компоновке, конструкции и оборудованию аналогичный самолету Т-10-1. Для повышения манёвренных качеств самолёт имел заднюю центровку, а также электродистанционную систему управления, необходимость применения которой была вызвана тем, что с целью улучшения манёвренности самолет был сделан статически неустойчивым на дозвуковых скоростях.
Предполагалось использовать его для определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости.
Однако, подчас очень дорогой ценой приходится платить за то, чтобы новая техника проложила себе дорогу в небо. Су-27, увы, не был исключением.
7 июля 1978 года, в полете на проверку передаточных коэффициентов продольного управления самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился. Летчик, пытаясь спасти машину погиб…
Есть в Рязанской области небольшое село Криуша. Свое название оно получило от названия извилистой реки, которая пересекала
нынешнюю территорию поселения. Именно здесь, неподалеку от окраины села и рухнул второй летный прототип Су-27. Годом ранее, в июле 1977 года, буквально в десятке метров от места падения Т-10-2, потерпел катастрофу самолет Т-6 (прототип фронтового бомбардировщика Су-24), унесший жизнь летчика-испытателя 1 класса Владимира Кречетова. Так и стоят рядом два обелиска погибшим летчикам, ценою своих жизней давших путь в небо грозным боевым машинам.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Евгений Степанович Соловьев жил в городе Жуковский Московской области, там и похоронен, на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями, иностранной медалью. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Сын Евгения Степановича, Игорь, пошел по стопам отца, также став летчиком-испытателем.
На Аллее Героев в Валуйках установлен бюст Герою Советского Союза, нашему земляку Евгению Соловьеву, прожившему короткую, но яркую жизнь, посвященную небу и Отечеству, и заслужившему уважение нынешних поколений.