ИНФОРМАЦИЯ от 25.12.2017
Водителей обязали одевать светоотражающие жилеты
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2017 № 1524 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.
В частности, Правила дополнены пунктом 2.3.4, в соответствии с которым в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине водитель транспортного средства обязан быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующему требованиям ГОСТа 12.4.281-2014 (Межгосударственныйстандарт: система стандартов безопасности труда одежда специальная повышенной видимости).
Согласно ГОСТу, световозвращающий это материал, который является ретрорефлектором, обладающим светоотражательными свойствами.
Изменения вступают в силу 18 марта 2018 года.
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов
31.10.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».
Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности.
Под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание или часть здания, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов, или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов на ином законном основании.
Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
По решению правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.
Увеличен штраф за нарушение требования уступить дорогу пешеходам
С 10.11.2017 вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2017 № 301-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно изменениям, внесенным в статью 12.18 КоАП РФ, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, может повлечь наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч пятисот рублей.
Ранее размер штрафа за совершение данного административного правонарушения составлял одну тысячу пятьсот рублей.
С 1 января 2018 года социальную пенсию будут получать дети, чьи родители неизвестны
С 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 162-ФЗ, которым устанавливается пенсионное обеспечение детям, родители которых неизвестны.
В настоящее время на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети, потерявшие обоих родителей или единственного кормильца.
Дети, родители которых неизвестны, в свидетельстве о рождении которых в строках «отец», «мать» стоит прочерк, согласно действующему законодательству не имеют права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей. Это ставит их в заведомо неравное материальное положение в сравнении с детьми-сиротами, получающими социальную пенсию.
Данный законодательный пробел устранен, и с 2018 года указанная категория детей будет получать социальную пенсию в таком же размере, что и дети, потерявшие родителей.
К числу получателей нового вида пенсии относятся дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании заявления, поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания, о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.
Социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, будет выплачиваться до достижения ими 18 лет, а при условии получения ребенком образования по очной форме обучения - до его окончания, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Утвержден порядок подачи заявления мировому судье в электронном виде
11.09.2017 генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ приказом № 168 утвердил порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Теперь подать мировому судье исковое заявление, жалобу и иные документы в электронном виде можно с использованием личного кабинета на портале www.sudrf.ru
Документы в электронном виде подаются на сайте суда в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» через личный кабинет пользователя, который расположен на Интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru).
Личный кабинет создается в автоматическом режиме путем подтверждения личных данных физлица. Доступ к нему осуществляется с использованием:
- подтвержденной учетной записи физического лица в ЕСИА;
- имеющейся у пользователя усиленной квалифицированной
электронной подписи.
Документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа с электронной подписью или в виде отсканированного документа.
Файл, содержащий документ, должен быть в формате PDF (с возможностью копирования текста для электронных документов), размером не более 30 Мб. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в нем.
Отсканированный образ документа заверяется простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подготовке к направлению документов в электронном виде в суд пользователем на сайте суда заполняется соответствующая форма.
По завершении загрузки файлов, содержащих обращение в суд и прилагаемые к нему документы, после осуществления проверки правильности введенных данных пользователь, выбирая соответствующую опцию, направляет документы в суд. После этого пользователю в личный кабинет приходит уведомление, содержащее дату и время поступления документов.
О диспансеризации населения
Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" с 1 января 2018 года вступает в силу новый порядок проведения диспансеризации отдельных групп населения от 18 лет и старше.
Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации работающих и неработающих граждан, а также обучающихся в образовательных организациях по очной форме.
В частности:
уточнена периодичность проведения диспансеризации в отношении отдельных процедур и групп граждан;
определены в том числе основные задачи фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, врача-терапевта, отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации, в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении диспансеризации, а также этапы проведения диспансеризации;
предусмотрено, что плановое значение охвата диспансеризацией населения, подлежащего диспансеризации в текущем году, составляет не менее 63 процентов (ранее - не менее 21 процента).
В приложениях приводятся объем диспансеризации, а также диагностические критерии факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан.
Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации сбор и заготовка елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, отнесенных законодательством к недревесным лесным ресурсам, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. Порядок ее осуществления регламентирован ст. 32 Лесного кодекса Российской Федерации.
Право заготавливать деревья для новогодних праздников принадлежит арендатором лесных участков, а также в ряде случаев лесничествам по результатам проведенных аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки недревесных лесных ресурсов.
Легальная торговля натуральными новогодними деревьями производится в соответствии с правилами торговли, на оборудованных площадках. Продавец«законной» елки в обязательном порядке должен иметь документы или копии документов, позволяющих четко идентифицировать, где, когда и кем было срублено дерево. Например, договор купли-продажи (его копию), разрешение на осуществление соответствующих видов деятельности, включая торговлю.
За незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая влечет наложение штрафа на граждан от трех до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.
В случае незаконной рубки лесных насаждений в значительном размере (ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышает пять тысяч рублей) действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание, в том числе в виде лишения свободы.
При этом оплата штрафа или исполнение какого-либо другого вида наказания не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный лесному фонду ущерб. Кроме того, согласно положениям действующего законодательства, при задержании у браконьера конфискуется орудие совершения преступления - топор или пила, а также транспортное средство.
ИНФОРМАЦИЯ от 22.12.2017
Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере охраны компьютерной информации
В Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая статья - «Статья 274.1. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации» (Федеральный закон от 26.07.2017 № 194-ФЗ).
За создание, распространение и (или) использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе для уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, содержащейся в ней, или нейтрализации средств защиты указанной информации, предусмотрено максимальное наказание 5 лет лишения свободы со штрафом в размере 1 млн. рублей;
За неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, в том числе с использованием компьютерных программ либо иной компьютерной информации, которые заведомо предназначены для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, или иных вредоносных компьютерных программ, если он повлек причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы со штрафом в размере 1 млн. руб.;
Предварительное следствие уголовных дел по данной статье отнесено к компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ.
Данный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Изменен срок получения паспорта при обращении в органы внутренних дел
Приказом МВД России от 13 ноября 3017 года № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» сокращен срок получения паспорта при обращении в органы внутренних дел не по месту жительства до 30 дней.
Установлено, что максимальный срок предоставления госуслуги при замене паспорта не должен превышать одного часа с момента предоставления оригиналов необходимых документов, в случае предварительной подачи заявления и личных фотографий через портал госуслуг.
Предоставление услуги осуществляется ГУВМ МВД России, а также МФЦ при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии.
За предоставление государственной услуги взимается госпошлина в размере:
- за выдачу паспорта - 300 рублей;
- за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность - 1500 рублей.
Обновлены форма заявления на получение паспорта, образец штампа о регистрации по месту жительства, правила и способ формирования машиночитаемой записи в паспорте и др.
Распространять информацию о несовершеннолетних запрещено
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлена административная ответственность за распространение в СМИ и в сети «Интернет» информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий.
Согласно Закону запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилию, имя, отчество, фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения, аудиозапись его голоса, место жительства или место временного пребывания, место учебы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего.
Вышеуказанная информация подлежит разглашению только с ведома родителей несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет. В случае, если несовершеннолетний достиг 14 лет, то и с его согласия. В соответствии частью 3 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное распространение информации предусмотрен административный штраф на граждан - в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Неполное рабочее время. Новое в трудовом законодательстве
Федеральным законом РФ от 18.06.2017 № 125-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие, что по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время устанавливается как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.
Ранее Трудовой кодекс РФ предусматривал установление либо неполного рабочего дня (смены), либо неполной рабочей недели.
В соответствии с указанными изменениями статья 93 Трудового кодекса РФ дополнена положением об обязанности работодателя устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
Поправки, внесенные в ст. 101 Трудового кодекса РФ определяют, что работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
При этом Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Уточнен порядок оплаты сверхурочной работы. При подсчете сверхурочных часов не учитывается работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, поскольку она уже оплачена в повышенном размере или компенсирована другим днем отдыха.
Статья 153 Трудового кодекса РФ дополнена нормой уточняющей порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Указано, что оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в этот день (от 0 до 24 часов).
О привлечении к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 04.10.2017 признано законным привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, то есть незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации, рассмотревшего жалобу организации, на привлечение её к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, водитель пытался дать взятку инспектору ДПС за несоставление протоколов по административным правонарушениям, выявленным при перевозке опасных грузов: автомобиль не был оснащен тахографом (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ) и мигающими оранжевыми фонарями (ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ), за дачу взятки водитель привлечен к уголовной ответственности по ст. 291 УК РФ.
Одновременно с этим, в связи с тем, что перевозимый им груз принадлежал организации, перевозился по ее заданию, водитель пытался подкупить инспектора ДПС в интересах своего работодателя мировой судья признал юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, и назначил минимальный штраф предусмотренный санкцией статьи в размере 1 млн. руб.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что вина организации подтверждается следующим:
- обстоятельствами дела, в том числе показаниями водителя, отраженными в обвинительном заключении, в связи с тем, что КоАП РФ не содержит запрета на использование в качестве доказательств по делу об административном правонарушении документов, полученных в ходе производства по уголовному делу;
- водитель юридического лица давал взятку в интересах своего работодателя, что доказывается ее размером - 9 300 руб., так как максимальные штрафы, которые грозили водителю лично, составляют 1500 руб. по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ и 3000 руб. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, то есть указанные штрафы меньше суммы взятки.
Таким образом, дача взятки работником юридического лица может являться основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Об ипотеке и потребительском кредите
Федеральным законом «О внесении изменений в статью 91 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», принятым Государственной Думой 22 ноября 2017 года и одобренным Советом Федерации 29 ноября 2017 года, уточняется перечень информации, которая подлежит размещению кредитором в местах оказания услуг, а также определяются показатели, с учётом которых Банк России устанавливает категории потребительских кредитов (займов).
Кроме того, устанавливается требование о размещении на первой странице договора потребительского кредита (займа) информации о полной стоимости потребительского кредита (займа) не только в процентах годовых, но и в денежном выражении.
Федеральным законом также предусматривается, что в расчёт полной стоимости потребительского кредита (займа) по кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, включается сумма страховой премии, выплачиваемой заёмщиком по договору страхования предмета залога, обеспечивающего требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа).
О доходах, не подлежащих налогообложению
Статьей 217 Налогового кодекса РФ установлены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
К там видам доходов физических лиц относятся государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам; пенсии по государственному пенсионному обеспечению; все виды компенсационных выплат; выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг; вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь; алименты, получаемые налогоплательщиками; суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации; стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования и т.д.
Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» № 304-РФ от 30.10.2017 в абзац пятый пункта 8 статьи 217 части второй Налогового кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми данный пункт изложен в новой редакции.
Согласно принятых изменений не подлежат налогообложению суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Действие указанных положений статьи 217 Налогового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Подарок или взятка
Довольно часто возникает вопрос, можно ли гражданам дарить подарки государственным и муниципальным служащим, работникам медицинских и образовательных учреждений.
Как же отличить подарок от взятки? Основным критерием является мотив, по которому гражданами указанным лицам передаются такие ценности.
Согласно статье 572 Гражданского кодекса Российской Федерации дарение происходит безвозмездно, то есть без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого.
Если же передача ценности связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя, то это не является дарением и может быть расценено как передача взятки, за что установлена уголовная ответственность.
Необходимо иметь в виду, что для наличия состава преступления неважно передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.
Кроме того, дарение разрешено не во всех случаях.
Так, в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в следующих случаях:
- от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
- работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Увольнение за совершение по месту работы хищения имущества
Статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено право работодателя уволить работника за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административ-ных правонарушениях.
Расторжение трудового договора по указанному основанию является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанность работодателя прекратить трудовой договор установлена только в том случае, если постановлением суда работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы. При этом работодатель имеет право выбора статьи увольнения - пп. «г» п. 6 ч.1 ст. 81 либо п.4 ч.1 ст.83 ТК РФ.
Но в том случае, если приговор суда или постановление суда о привлечении к уголовной или административной ответственности отменены, работник должен быть восстановлен на работе с оплатой вынужденного прогула.
Удерживать сумму ущерба, причиненного хищением (растратой, повреждением или уничтожением имущества), из сумм, которые выплачиваются работнику при увольнении, работодатель не имеет права, поскольку таких оснований для удержания в ст. 137 ТК РФ не указано. Данные суммы взыскиваются в порядке гражданского судопроизводства.
ИНФОРМАЦИЯ от 07.12.2017
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции носит многоплановый характер и включает, помимо надзора за исполнением антикоррупционного законодательства, проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, борьбу с коррупционными правонарушениями, в том числе и преступлениями, их профилактику и минимизацию негативных последствий, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью и другие направления работы. Таким образом, прокуратура участвует во всех составляющих противодействия коррупции.
В истекшем периоде 2017 года Валуйской межрайонной прокуратурой в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 61 нарушение закона, в том числе выявлено 9 незаконных правовых актов, на которые принесено 9 протестов, внесено 20 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 19 должностных лиц, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 2 лица.
В числе приоритетных направлений надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции можно назвать надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, приватизации, о целевом использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; надзор в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций.
Так, Валуйским районным судом Кошаков В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса РФ - покушение на хищение денежных средств в сумме 266 099 рублей принадлежащих ООО «Текома», с использованием своего служебного положения, путем обмана. Ему назначено наказание в виде штрафа на сумму 150 000 руб.
Приговором суда установлено, что Кошаков В.В., являлся начальником производства ООО «Текома», работающей по договору субподряда на территории «Военного городка» ВЧ № 16/1 вблизи с. Солоти, которое осуществляло в рамках государственного оборонного заказа сбор стеновых панелей для строящихся зданий на территории указанного объекта.
В период времени с ноября 2016 по февраль 2017 года путем предоставления фиктивных документов в бухгалтерию ООО «Текома», находящейся в г. Санкт-Петербург, Кошаков В.В., с использованием своего служебного положения, намеревался похитить денежные средства, принадлежащие указанной организации, в сумме 266 099 руб.
Реализуя свой преступный умысел, Кошаков В.В. в январе 2017 года внес недостоверные сведения о якобы понесенных организацией дополнительных затратах в ходе осуществления хозяйственной деятельности, намереваясь в последующем похитить перечисленные на оплату расходов денежные средства в размере 266 099 руб., однако свой преступный умысел довести до конца не смог по независящим от него обстоятельствам, и завладел лишь частью средств – 237 тыс. руб., поскольку о его преступных действиях стало известно правоохранительным органам.
В рамках проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в 2017 году Валуйским межрайонным прокурором выявлено 43 проекта актов органов местного самоуправления, содержащих коррупциогенные факторы. На проекты, содержащие коррупциогенные факторы, межрайпрокурором даны правовые заключения, содержащие замечания и предложения по устранению выявленных недостатков. Заключения приняты во внимание, в нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.
За 2017 год на территории района зарегистрировано 10 преступлений коррупционной направленности. В общей массе преступлений в сфере коррупции преобладает получение взяток должностным лицом.
В текущем году Валуйским районным судом по результатам рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности осуждено 3 лица. Как правило, судом назначались штрафы.
ИНФОРМАЦИЯ от 19.10.2017
Государственным обвинителем Валуйской прокуратуры поддержано в суде обвинение по делу об убийстве
Гособвинителем Валуйской межрайонной прокуратуры поддержано обвинение в суде в отношении местного жителя в совершении им убийства, т.е. умышленного причинения смерти другому человеку.
Установлено, что 64-летний житель с. Безгодовка, Валуйского района, ранее не судим, совершил преступление против жизни и здоровья при следующих обстоятельствах:
8 марта 2017 года, придя в гости к своему знакомому, будучи в состоянии алкогольного опьянения, начал словесную ссору, поскольку был в неприязненных отношениях с хозяином дома. На этой почве у него обострилось чувство личной неприязни к последнему.
Действуя с прямым умыслом, злоумышленник взял кухонный нож, и, используя его в качестве орудия убийства, нанес хозяину дома один удар в область груди слева, причинив чем самым тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. Осознав, что выполнил до конца свои преступные намерения, он скрылся с места происшествия с орудием убийства.
64-летний мужчина, раненый ножом в грудь, скончался в автомобиле скорой помощи, не доехав до больницы.
Уголовное дело рассмотрено районным судом в общем порядке судебного разбирательства.
С учетом мнения государственного обвинителя межрайонной прокуратуры, степени общественной опасности совершенного преступления, характеристики подсудимого, Валуйским районным судом вынесен обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, подсудимому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Государственным обвинителем Валуйской межрайонной прокуратуры поддержано обвинение о совершении кражи с территории стоящейся военной части
Мировым судом Валуйского района осужден 37-летний, ранее судимый уроженец г. Белореченск, Краснодарского края, за совершение им преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ –кражи, т.е. тайного хищения чужого имущества.
Следствием установлено, что 09 января 2017 года в вечернее время суток, находясь на территории строящегося объекта в с. Солоти, Валуйского района, находясь на своем рабочем месте, гр-н И. совершил хищение электроинструмента, принадлежащего ООО «Модус Строй» на общую сумму 10 000 руб.
В судебном заседании подсудимый раскаялся в содеянном, вину в совершении преступления признал в полном объеме.
С учетом мнения государственного обвинителя, рецидива преступлений, путем частичного сложения наказаний, подсудимому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Государственным обвинителем Валуйской межрайонной прокуратуры представлены неопровержимые доказательства вины местного жителя в совершении им кражи
Мировым судом Валуйского района осужден 35-летний, ранее несудимый житель с. Шелаево, Валуйского района за совершение им преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ –кражи, т.е. тайного хищения чужого имущества.
Следствием установлено, что 10 июля 2017 года в вечернее время суток, находясь в центре г. Валуйки, будучи в состоянии алкогольного опьянения, действуя тайно, с прямым умыслом, путем свободного доступа похитил велосипед «Стелс», стоимостью 4 000 руб.
В судебном заседании подсудимый раскаялся в содеянном, вину в совершении преступления признал в полном объеме.
С учетом мнения государственного обвинителя, подсудимому назначено наказание в виде штрафа на сумму 8 000 руб. в доход государства.
Государственным обвинителем Валуйской межрайонной прокуратуры поддержано обвинение в отношении жителя Украины
Гособвинителем межрайонной прокуратуры поддержано обвинение в суде в отношении жителя Украины в совершении им преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, который совершил преступление против порядка управления – являясь иностранным гражданином, которому въезд на территорию РФ заведомо не разрешен, незаконно пересек государственную границу Российской Федерации.
Результатами расследования уголовного дела установлено, что 33-летний житель р. Украина совершил преступление при следующих обстоятельствах:
28.04.2017 года гр-н Украины постановлением Валуйского суда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.9 КоАП РФ - нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с наказанием в виде штрафа и административным выдворением в принудительной форме за территорию Российской Федерации.
Заведомо зная о запрете на въезд на территорию РФ, гр- Украины умышленно, 02.08.2017 в вечернее время, следуя в пешем порядке, в обход установленных пунктов пропуска через государственную границу по маршруту н.п. Конотоповка, Валуйского района, пересек государственную границу РФ вопреки законодательного запрета, и на территории Валуйского района в последующем был остановлен и задержан сотрудниками ФСБ.
В судебном заседании подсудимый полностью признал свою вину, в содеянном раскаялся.
С учетом мнения гособвинителя, районным судом Валуйского района подсудимому за совершение указанного преступления назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в колонии-поселения.
Государственным обвинителем Валуйской прокуратуры поддержано обвинение по делу о нарушении ограничений административного надзора
Гособвинителем Валуйской межрайонной прокуратуры поддержано обвинение в суде в отношении местного жителя в совершении им преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 Уголовного Кодекса РФ – самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства в целях уклонения от административного надзора.
Установлено, что 45-летний житель г. Валуйки, ранее осужден по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ (совершение грабежа с незаконным проникновением в жилище).
Решением суда за совершение указанного преступления в отношении Г. был установлен административный надзор сроком на 8 лет с рядом ограничений, в том числе запрет пребывания вне места жительства в период с 22 часов до 05 часов и обязанность являться в ОВД для регистрации 2 раза в месяц.
В нарушении указанного решения суда, достоверно зная, что в отношении него установлен административный надзор, самовольно покинул место жительства и в период времени с 20.10.2016 по 14.03.2017 года находился на территории г. Старый Оскол, Белгородской области, без уведомления ОМВД России по г. Валуйки и Валуйскому району, чем умышленно нарушил установленный судом порядок отбытия административного надзора.
В судебном заседании подсудимый полностью признал свою вину, с объемом предъявленного обвинения был согласен, в содеянном раскаялся.
С учетом мнения государственного обвинителя межрайонной прокуратуры, степени общественной опасности совершенного преступления, характеристики подсудимого, Валуйским районным судом 19.10.2017 вынесен обвинительный приговор в отношении Г. за совершение указанного преступления, назначено наказание в виде штрафа на сумму 5 000 руб.
ИНФОРМАЦИЯ от 16.10.2017
Пересмотрены правила определения размера штрафа за неисполнение обязательств госконтракта
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063», пересмотрены правила расчета в госконтракте штрафа за ненадлежащее исполнение контрагентами обязательств, а также пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения.
Уточнено, что речь идет также о штрафах в случаях неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как и раньше, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в т. ч. рассчитываемой как процент цены контракта (либо как процент его этапа, если предусмотрены этапы исполнения).
Для заказчиков штрафы установлены в виде фиксированной суммы в рублях (а не в виде процентов). Так, если цена контракта превышает 100 млн. руб., то размер штрафа составит 100 тыс. руб. (раньше - 0,5% цены контракта).
Детализированы штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств в т. ч. по госконтрактам, цена которых превышает 100 млн. руб.
Введены правила расчета штрафа по контракту, заключенному по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.
Кроме того, установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а также обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Закреплено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не может превышать его цену.
Увеличен размер долга для запрета выезда должника за пределы Российской Федерации
Федеральным законом от 26 июля 2017 № 190-ФЗ «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:
- требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;
- требований неимущественного характера;
- иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
При этом, в случае исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа, или за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Доходы, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам
Перечень таких доходов определен в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
К ним относятся:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью;
-денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
- денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
- компенсационные выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- компенсационные выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или
направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением
ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета;
- выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счёт средств
федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- средства материнского (семейного) капитала;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счёт средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными
обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и
раскрытии террористических актов, иных преступлений;
- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
-суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
-социальное пособие на погребение.
Рассмотрение ходатайства о снятии судимости
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Судимость в соответствии с УК РФ учитывается в определенных законом случаях при совершении осужденным нового преступления при назначении ему наказания и влечет за собой иные правовые последствия в порядке, установленном федеральными законами.
По общему правилу судимость погашается после истечения определенного срока после отбытия осужденным наказания.
Но из этого правила ч.5 ст.86 УК РФ предусмотрено исключение. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения.
В каждом конкретном случае понятия "ведет себя безупречно" и "возмещение вреда, причиненного преступлением" толкуются судами с учетом всех обстоятельств дела. Возмещен ли вред причиненный преступлением, оценивается судом с учетом сведений, содержащихся в приговоре и информации, предоставленной суду осужденным. Осужденный, ходатайствующий о досрочном снятии судимости, должен обозначить в поданном им документе свою позицию по этим вопросам.
С ходатайством о досрочном снятии судимости осужденный должен обратиться по месту жительства в суд, к подсудности которого отнесено рассмотрение уголовного дела о преступлении, за совершение которого он был осужден.
Например, если гражданин осужден за преступление, уголовное дело по которому подсудно районному суду, то вопрос о досрочном снятии судимости - относится к компетенции районного суда. В том случае, если лицо осуждалось за преступление, уголовное дело по которому подсудно мировым судьям, то ходатайство о досрочном снятии судимости подается мировому судье.
Ст.400 УПК РФ регулирует порядок рассмотрения судом ходатайства о досрочном снятии судимости.
По закону участие в судебном заседании лица, в отношении которого рассматривается ходатайство о снятии судимости, обязательно, при этом осужденный вправе иметь защитника.
Помимо защитника, в судебном заседании также имеет право участвовать прокурор, который извещается о поступившем ходатайстве.
Рассмотрение ходатайства начинается с заслушивания объяснений лица, обратившегося с ходатайством, после чего исследуются представленные им материалы и выслушиваются прокурор и иные лица, явившиеся в судебное заседание. В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть подано в суд не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения постановления об отказе.
Постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства о досрочном снятии судимости может быть обжаловано в апелляционном порядке, установленном главой 45.1 УПК РФ. Снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, однако круг социальных последствий обычно шире, чем совокупность юридических.
О прожиточном минимуме
02.10.2017 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 № 1119 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г.».
Прожиточным минимумом является стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы. С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также для формирования федерального бюджета.
Согласно данному постановлению, прожиточный минимум увеличен для всех категорий населения. Так, величина прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2017 г. на душу населения равна 10 329 руб. Для трудоспособного населения - 11 163 руб., пенсионеров - 8 506 руб., детей - 10 160 руб. За I квартал 2017 г. прожиточный минимум составлял 9 909, 10 701, 8 178 и 9 756 руб. соответственно.
ИНФОРМАЦИЯ от 05.10.2017
Оказание материальной помощи образовательным организациям
Статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены гарантии общедоступности и бесплатности образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатности высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Таким образом, образовательная организация, какой является детский сад или школа, не вправе в принудительном порядке осуществлять сбор с родителей денежных средств на проведение ремонта, приобретение игрушек и канцтоваров, а также на иные нужды образовательной организации.
Вместе с тем согласно статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, материальная или иная помощь образовательной организации может быть оказана родителем только с соблюдением принципа добровольности.
В случае принудительного сбора денежных средств сотрудниками образовательной организации родители вправе обратиться в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру по месту жительства, с заявлением о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Кроме того, существует определенный порядок целевого сбора средств и их расходования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Данным Федеральным законом установлены следующие требования: необходим договор пожертвования или завещание, подготовленные на основании норм Гражданского кодекса РФ (в договоре указываются цель пожертвования, номер банковского счета, порядок распоряжения); должен быть создан совет по использованию целевого капитала.
Таким образом, пожертвования допустимы, однако при этом необходимо заключать договоры пожертвования с родителями, оформлять надлежащим способом собранные средства и перечислять на расчетный счет.
Предусмотрена обязанность заключать договор о техобслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией
Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2017 № 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Изменения касаются обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В состав общего имущества в многоквартирном доме включается, в частности, внутридомовая инженерная система газоснабжения. Уточнено, что она состоит из газопроводов до запорной арматуры (крана) включительно.
Исключение предусмотрено не просто для газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а для бытового газоиспользующего оборудования.
Аналогичным образом уточнено понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
К внутриквартирному газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно.
Ранее специализированной организацией признавалась только газораспределительная организация, допущенная к техобслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу. Теперь это организация, осуществляющая деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая установленным требованиям, направившая уведомление о начале осуществления этой деятельности.
Предусмотрена обязанность заключать договор о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.
Установлено, что по договору о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Предусмотрены требования к лицам, осуществляющим деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническому диагностированию.
В рамках государственного жилищного надзора проверяется соблюдение обязательных требований к наличию договора о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.
Вступают в силу поправки в законодательство о защите прав предпринимателей
6 октября 2017 года вступают в силу изменения в ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С указанного времени должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) должно будет осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы должны будут содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства.
Таким образом, предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничиться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Магазин обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике
В розничном магазине самообслуживания при покупке товаров между покупателем и торговой организацией заключается договор розничной купли-продажи, в рамках которого покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения данного договора (п. 1 ст. 500 ГК РФ).
При этом договор, по существу, заключается на условиях публичной оферты
- предложения, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Публичной офертой признаются (п. 2 ст. 494 ГК РФ):
- выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.);
- демонстрация образцов товаров или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи.
Следовательно, продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи товара по цене и на условиях, которые указаны при выставлении товара в магазине на прилавках, в витринах.
Так, в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55) говорится о том, что продавцу следует своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. При этом информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров.
Аналогичная норма есть в п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Информация о товаре, в том числе цене на него, может содержаться в ценнике. Согласно п. 182 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 №582-ст.) ценник - это бумажный или иной носитель, средство доведения информации о товаре до покупателя.
Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара, дату оформления ценника, подпись материально ответственного лица или печать торговой организации.
Согласно п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. При этом цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто (п. 36 названных Правил).
При изменении цены на товар она меняется на кассовом узле, а также в торговом зале на ценниках. В случае, когда цена на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле различна, магазин нарушает все вышеуказанные нормы. И это квалифицируется как введение покупателя в заблуждение, его обман, причем причина несоответствия цен (например, затянувшаяся инвентаризация, недостаток сотрудников торгового зала) не имеет значения.
В случае несоответствия цен на ценнике в торговом зале и на кассе:
- магазин обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике;
- магазин может быть привлечен к административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм.
При несоответствии цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле торговая организация обязана продать товар по цене, указанной на ценнике. При выявлении данного несоответствия торговая организация может быть привлечена к административной ответственности по ст.ст. 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ.
Утверждены правила выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2017 г. № 116 утверждены Правила выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.
В документе отмечается, что выплата пособия осуществляется образовательными организациями, в которых обучаются дети- сироты и лица из их числа до достижения ими возраста 23 лет, в размере 3-месячной государственной социальной стипендии.
Для выплаты пособия дети-сироты и лица из их числа представляют в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой они обучаются справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей.
Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, представляют в организацию, в которой они обучаются, следующие документы:
свидетельство (свидетельства) о смерти матери (отца);
решение о признании родителя (родителей) умершим;
справка о рождении, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
При отсутствии оригиналов данных документов, образовательная организация должна оказать содействие в их получении.
При обращении за выплатой пособия необходимо предъявить и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Решение о выплате пособия оформляется распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой дети-сироты обучаются.
Основания перехода лиц с платного обучения на бесплатное
Приказом Министерства образования и науки России от 7 апреля 2017 г. № 315 внесены дополнения в порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное.
Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из указанных в Порядке условий.
К таким условиям с 16 мая 2017 года относится рождение женщиной ребенка в период обучения.
К претенденту предъявляется требование о сдаче экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо».
Также нужно учитывать, что переход с платного обучения на бесплатное возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест.
Для перехода на бюджет обучающийся должен подать мотивированное заявление в специальную комиссию учебного заведения.
Правила подключения к системам теплоснабжения: что нового?
Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2017 № 1089 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части оптимизации порядка подключения к системам теплоснабжения"
Скорректированы Правила подключения к системам теплоснабжения.
Установлено, что при наличии техвозможности и свободной мощности отказ потребителю, в т. ч. застройщику, в заключении договора о подключении не допускается. Это касается объектов, находящихся в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения.
Закрепляется, что в ходе заключения договора о подключении исполнитель обеспечивает возможность использования и обмена между исполнителем и заявителем документами как в электронной форме, так и на бумажном носителе. При этом исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
Прописано, что заявка на подключение рассматривается исполнителем в течение 3 рабочих дней.
Закреплено, что условия должны в т. ч. содержать требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета).
Урегулировано составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя. Приведена его форма.
Также приведена форма Акта о подключении объекта к системе теплоснабжения.
Соответствующие изменения внесены в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и в Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.
Право на внеочередное получение земельных участков отдельными категориями граждан
С 12 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1.1 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Внесенными изменениями предусматривается внеочередное предоставление гражданам России, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющимися полными кавалерами ордена Славы, в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Истек срок реализации алкоголя со старыми акцизными марками
С 1 сентября 2017 года на территории Российской Федерации истек срок в течении которого допускалась реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками «старого» образца.
Речь идет об алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовление которых прекращено с 01.11.2012 года.
Требования к образцам «новых» акцизных марок для маркировки алкогольной продукции утверждены постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 №775.
Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренной, в том числе, указанным постановлением, влечет административную ответственность по ст. 14.19 КоАП РФ.
При этом санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой
Об онлайн-кассах
С 01.07.2017 закончился один из этапов перехода на работу с онлайн-кассами, которые могут передавать в налоговый орган данные о расчетах в режиме реального времени. Законодатель предусмотрел, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с применением контрольно-кассовой техники обязаны установить в месте расчетов онлайн-кассы.
Порядок перехода на онлайн-кассы подразумевает приобретение новой контрольно-кассовой техники или усовершенствование имеющейся путем установления на нее специального программного обеспечения или фискального накопителя.
После модернизации техники следует заключить договор со специальной организацией, которая передает сведения о расчетах с покупателями в налоговый орган (оператор фискальных данных), и поставить кассу на учет в налоговых органах.
Для того, чтобы поставить на учет кассовый аппарат предприниматель должен зарегистрировать свой личный кабинет на сайте nalog.ru, заключить договор с оператором фискальных данных, после чего оставить заявку на проведение регистрации кассы.
В соответствии с п.2 ст.1.2 Федерального Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», продавец обязан по просьбе покупателя помимо чека в печатном виде обеспечить возможность отправки ему чека по email или SMS на предоставленный абонентский номер в дополнение к чеку, распечатанному на контрольно-кассовой технике.
Ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
С 1 октября 2017 года установлено возрастное ограничение на занятие руководящих должностей в отдельных медицинских организациях
Федеральным законом от 29.07.2017 N 256-ФЗ "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" с 1 октября 2017 года установлено возрастное ограничение на занятие руководящих должностей в отдельных медицинских организациях.
Речь идет о должностях руководителей и их заместителей в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Эти должности теперь будут замещаться только лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
Предусмотрен порядок продления учредителем и руководителем медицинской организации срока пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления, до достижения им возраста 70 лет.
Трудовые договоры, заключенные с руководителями, заместителями руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителями филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые достигли возраста 65 лет на день вступления в силу Федерального закона или достигнут возраста 65 лет в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона, сохраняют действие до истечения сроков, предусмотренных этими трудовыми договорами, но не более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона.
Разъяснение порядка восстановления трудовой книжки
Согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Порядок восстановления трудовой книжки зависит от того, кем из субъектов трудовых правоотношений она утеряна - работником или работодателем.
Трудовая книжка утеряна работодателем.
Находящаяся у работодателя трудовая книжка может быть утеряна при возникновении чрезвычайных ситуаций или в результате беспечности должностных лиц работодателя, а порой и злого умысла с его стороны.
Пока работник оформлен в организации по трудовому договору, ответственность за хранение трудовых книжек несет руководитель организации, что прямо предусмотрено пунктом 45 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».
Как при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников, так и при единичном случае работнику выдается дубликат трудовой книжки (п. 34 Правил).
Если трудовые книжки утеряны в чрезвычайной ситуации, стаж работы работников определяется комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Если работодатель утерял только одну трудовую книжку, то работник должен написать заявление о выдаче дубликата трудовой книжки. Работодатель выдаст работнику дубликат трудовой книжки не позднее чем через 15 дней после подачи заявления.
Для восстановления трудовой книжки работник должен представить документы, подтверждающие периоды работы в предыдущих организациях. Если у работника таких документов не окажется, организация обязана оказать ему помощь в их получении, например, отправив запросы прежним работодателям (абз. 7 п. 7.2 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).
Если подтверждающие документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.
Если работника уволили, а трудовую книжку не выдали, то он вправе обратиться в суд для взыскания среднего заработка за каждый день задержки выдачи трудовой книжки (абз. 4 ч. 1 ст. 234 ТК РФ).
Также в судебном порядке работник может претендовать на возмещение морального ущерба и покрытие судебных расходов, которые возникли в процессе восстановления трудовой книжки (абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1).
Работодатель, по вине которого была утеряна трудовая книжка, может быть привлечен к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Трудовая книжка утеряна работником.
Если трудовая книжка утеряна по вине самого работника, можно выбрать один из следующих вариантов действий:
- обратиться к работодателю по последнему месту работы с письменным заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки в связи с ее утерей;
- восстанавливать трудовую книжку самостоятельно.
Заявление бывшему работодателю необходимо подать лично или направить заказным письмом с уведомлением о получении. По этому заявлению работодатель должен оформить дубликат трудовой книжки в течение 15 дней (п. 31 Правил).
Если бывшее предприятие-работодатель ликвидировано, можно оформить дубликат у нового работодателя, однако следует иметь в виду, что он не обязан это делать. Для оформления дубликата трудовой книжки у нового работодателя можно обратиться:
- в Государственный архив тех городов, где зарегистрированы предыдущие работодатели. Если организации были официально ликвидированы, то архив выдаст справки о том, когда и сколько работал заявитель в данных организациях;
- в Пенсионный фонд с запросом о своем стаже. Каждый работодатель обязан регистрировать трудовые договоры в Пенсионном фонде России, поэтому фонд может предоставить необходимую информацию о стаже работника. Эти сведения предоставляются бесплатно в течение 10 дней после обращения заявителя;
- в суд. На основании искового заявления суд сможет направить запросы в соответствующие госорганы и структуры и получить необходимую информацию.
О некоторых ограничениях деятельности государственных и муниципальных служащих
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) государственные и муниципальные служащие (за исключением главы местной администрации по контракту) вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Также в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ допускается участие государственного служащего в управлении такими некоммерческими организациями, как жилищные, гаражные, садоводческие, огороднические, дачные кооперативы, товарищества собственников недвижимости.
При этом участие государственного служащего в управлении названными организациями должно осуществляться на безвозмездной основе и только с разрешения представителя нанимателя.
Аналогичные условия предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих.
Заниматься предпринимательской деятельностью, равно как и участвовать в управлении коммерческими организациями, государственным и муниципальным служащим запрещено.
Нарушение данного запрета является коррупционным правонарушением и влечет дисциплинарную ответственность в виде увольнения служащего в связи с утратой доверия.
Уклоняющиеся от прохождения военной службы не вправе занимать должности государственной и муниципальной службы в течение 10 лет
Федеральным законом РФ от 26.07.2017 № 192-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившие в силу 06.08.2017.
Для "уклонистов" от военной службы по призыву установлен десятилетний запрет на замещение должностей государственной гражданской и муниципальный служб.
Установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в том числе, в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта РФ по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта РФ по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.
Аналогичные ограничения установлены также в отношении граждан, поступающих либо находящихся на муниципальной службе, и применительно и к гражданской, и к муниципальной службам распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.