ИНФОРМАЦИЯ от 20.09.2024
Введена административная ответственность за распространение в интернете противоправной информации
Федеральным законом от 08.08.2024 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнена статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – «Злоупотребление свободой массовой информации».
Дополнением к названной статье стала часть 12, предусматривающая запрет на распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающую явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.
Под хулиганскими побуждениями для целей статьи 13.15 КоАП РФ понимается совершение в целях нарушения общественного порядка правонарушения, выражающего явное неуважение к обществу.
Действие положений части 12 статьи 13.15 КоАП РФ не распространяется на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.
За нарушение установленного запрета установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких материалов в каждом из перечисленных случаев.
Злостных неплательщиков алиментов внесут в общедоступный реестр
Федеральным законом РФ от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в статью 6.1 закона «Об исполнительном производстве» о банке данных в исполнительном производстве.
Предусмотрено создание общедоступного реестра должников по алиментам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Исключение из реестра будет производиться при полном погашении долга.
Начало действия документа - 25.05.2025.
Особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Федеральным законом от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» усовершенствованы особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Предусмотрено, что условия организации обучения и воспитания определяются:
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии;
-для инвалидов (детей-инвалидов) - в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Уточнено, что понимается под специальными условиями для получения образования указанными лицами (к таким условиям отнесено в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Кроме этого, из текста Закона об образовании исключен термин «умственная отсталость» - он заменен на термин «нарушение интеллекта».
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Установлена уголовная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров
Федеральным законом от 08.08.2024 №226-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту УК РФ) и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ), которым введена статья 230.3 УК РФ – «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в информационно - телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)».
Ранее за указанное деяние была предусмотрена лишь административная ответственность, которая наступала по ч. 1.1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теперь, в случае совершения лицом указанного правонарушения два и более раза в течении одного года, будет наступать уголовная ответственность по ст. 230.3 УК РФ.
Максимальный размер наказания по ст. 230.3 УК РФ предусмотрен в виде лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.
В соответствии с изменениями в статьи 31 и 151 УПК РФ определены: подсудность статьи 230.3 УК РФ – мировые судьи, а также её подследственность – следователи органов внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в законную силу 1 сентября 2025 года.
ФАПы и Офисы семейных врачей смогут продавать лекарства в сельской местности там, где нет аптек
Внесены изменения в Федеральные законы «Об обращениям лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 сентября 2024 года усовершенствован порядок обеспечения доступности лекарств для сельских жителей.
Так, предусмотрен открытый перечень обособленных подразделений медицинских организаций в сельской местности, которые могут торговать препаратами в розницу при отсутствии аптек.
Также расширен круг лиц, имеющих право на фармацевтическую деятельность, за счет сотрудников, которые вправе заниматься медицинской деятельностью и получили дополнительное профобразование в части розничной торговли лекарствами, при условии их работы в вышеуказанных подразделениях.
Право пенсионеров на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы
В соответствии с положениями статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим категориям пенсионеров работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году, - работающим пенсионерам - инвалидам - до 60 календарных дней в году.
В силу статьи 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации работники, являющиеся получателями пенсии по старости или за выслугу лет, а также не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (в том числе досрочно), в течение пяти лет до наступления такого возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
При этом они обязаны представлять работодателю медицинские справки, подтверждающие прохождение диспансеризации в дни освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.
За противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы
Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлено, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Применительно к юридическим лицам размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн рублей.
Предусматривается, что если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, то совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяется за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.
О порядке приостановления и прекращения уголовных дел в отношении участников СВО
Федеральным законом от 02.10.2024 № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлен правовой механизм приостановления уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступление, которые призваны на военную службу.
Положения ст. 78.1 УК РФ дополнены возможностью приостановления уголовных дел в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, по ходатайству командования воинской части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК РФ.
Одновременно с этим внесены корреспондирующие изменения в нормы уголовно-процессуального законодательства, в частности в ст.ст. 28.2, 110, 238, 239, 253, 254 УПК РФ, которые регламентируют основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых).
Кроме того, аналогичный правовой механизм теперь распространяется на осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу (глава 45.1 УПК РФ).
Помимо этого, указанным федеральным законом установлены обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности, по основаниям, предусмотренным п. п. «а, в, о» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», то есть по достижению лица предельного возврата пребывания на военной службе, состоянию здоровья, а также в связи с окончанием периода мобилизации или отменой военного положения.
Также среди обстоятельств указано и награждение военнослужащего государственной наградой в период прохождения военной службы.
Таким образом, указанные изменения могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, в судах первой и второй инстанций, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание.
Закон вступил в силу 03.10.2024 со дня его официального опубликования.
Внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2024 № 1176 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, регламентирующие вопросы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Данным нормативным правовым актом уточняются порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в многоквартирном доме или в жилом доме, расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу определения способа оплаты коммунальной услуги.
В частности, установлено, что в случаях использования при расчете размера платы за коммунальные услуги сведений о размере площади жилого дома, размере площади помещения в многоквартирном доме используются сведения, содержащиеся в документах государственного технического учета, сведения о правах на объекты недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и иных документах, подтверждающих право владения (пользования) жилым домом, помещением в многоквартирном доме.
При этом в случае расхождения (противоречия) сведений о размере площади жилого дома, помещения в многоквартирном доме, содержащихся в документах государственного технического учета, а также документах, подтверждающих право владения (пользования) жилым домом или помещением в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта, о переходе к способу оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. Указанное решение принимается не позднее чем за 3 месяца до начала применения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель коммунальной услуги осуществляет корректировку размера платы за такую услугу в любом расчетном периоде, начиная с периода, в котором применяется способ оплаты за отопление в течение отопительного периода, до окончания соответствующего отопительного периода или равномерно в течение нескольких расчетных периодов отопительного периода, в котором осуществлен переход к применению способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 № 1176 вступает в силу с 01.03.2025.
Внесены изменения в законодательство об объектах культурного наследия
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1200 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1828 «Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия», которыми расширен перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры).
Речь идет о работах по ремонту объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (за исключением зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны.
Указанные работы могут проводиться в упрощенном порядке, утверждаемом Министерством культуры Российской Федерации.
Постановление вступает в силу 10.09.2024.
С 1 сентября 2024 года внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок проведения капитального ремонта в многоквартирных домах
Федеральным законом от 08.08.2024 № 238-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 238-ФЗ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В процессе проведения капитального ремонта общего имущества за счет средств, формируемых на специальном счете или счетах регионального оператора, осуществляется строительный контроль. Строительный контроль в ходе капитального ремонта объекта капитального строительства, являющегося многоквартирным домом, проводится с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений уполномочено заключить договор строительного подряда для выполнения работ по капитальному ремонту.
Также установлено, что уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта, которое владелец специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора, должно отражать сведения о направлении в данный орган протокола общего собрания собственников помещений.
Кроме того, уточнен перечень документов, которые предоставляются владельцем специального счета в банк для совершения операций по перечислению с указанного счета денежных средств лицам, оказывающим услуги или выполняющим работы по капитальному ремонту.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 238-ФЗ вступил в силу с 01.09.2024.
С 1 сентября начали действовать новые правила установки и эксплуатации дорожных камер
Федеральным законом от 29.05.2023 № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в федеральное законодательство (вступили в силу с 01.09.2024), регламентирующее порядок создания и эксплуатации систем автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Указанным федеральным законом регламентирован порядок размещения стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации и требования к обязательному обозначению данных средств фиксации, в том числе дорожными знаками, а также требования к обязательному информированию участников дорожного движения о местах размещения стационарных средств фиксации.
Кроме того, места размещения комплексов фиксации правонарушений в обязательном порядке должны согласовываться с подразделениями Госавтоинспекции.
Также информацию о местах дислокации средств фиксации правонарушений необходимо публиковать в открытом доступе.
Законные представители уравнены в правах на получение результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении ребенка, оформленных в виде бумажных документов
Федеральном законом от 08.07.2024 № 172-ФЗ внесены изменения в статьи 2 и 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Теперь законодательно закреплена возможность получения результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленных в форме документа на бумажном носителе, законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем.
В этом случае заявитель, являющийся законным представителем несовершеннолетнего, в момент подачи заявления о предоставлении госуслуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность другого законного представителя, уполномоченного на получение результатов предоставления соответствующей услуги.
Результаты предоставления госуслуги в отношении несовершеннолетнего, оформленные в форме документа на бумажном носителе, не могут быть предоставлены другому законному представителю, если заявитель в момент подачи заявления о предоставлении госуслуги выразил письменно желание получить запрашиваемые результаты лично.
ИНФОРМАЦИЯ от 30.08.2024
Изменения водного законодательства Российской Федерации
Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ, внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, согласно которым в срок до 1 марта 2025 г. органы местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить Правила использования водных объектов для рекреационных целей.
Правила должны содержать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях; определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей; срокам открытия и закрытия купального сезона; порядок проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей; определению зон купания и иных зон, необходимых для осуществления рекреационной деятельности; охране водных объектов; иные требования, необходимые для использования и охраны водных объектов или их частей для рекреационных целей.
Новая редакция статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления, отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, а также правообладателями земельных участков, отведенных для эксплуатации пляжей расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, осуществляется на основании договора водопользования, который заключается без проведения аукциона.
Заключенные до 1 марта 2025 г. договоры водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей должны быть приведены в соответствие со статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации с правилами использования водных объектов для рекреационных целей в срок до 1 марта 2026 г. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Особенности заключения и исполнения в 2024 году договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Федеральным законом от 23.04.2024 № 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены особенности в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2024 году.
Так, до 31.12.2024 лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, при условии отсутствия задолженности по такому договору, которое должно содержать условия, закрепленные вышеуказанным федеральным законом. Срок, на который увеличивается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, составляет десять лет, если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший срок, на который должен быть увеличен срок действия такого договора.
При этом, общий срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения может превысить предельный срок действия договора, установленный в соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при условии, что общий срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения истекает не позднее 31.12.2034 включительно. Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления.
Кроме того, указанным законом закреплено, что в случае заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок, на который продлевается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, на основании заявления лица, которому выдано данное разрешение, поданного в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», при условии уплаты лицом, подавшим такое заявление, государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Опубликован закон о майнинге и запрете рекламы криптовалют
Федеральным законом от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 221) с 1 ноября 2024 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в специальный реестр, администрирование которого возложено на Минцифры России, разрешено заниматься майнингом.
Физические лица смогут «добывать» цифровую валюту без включения в реестр, если не будут превышать установленные лимиты энергопотребления.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.
Вместе с тем законодателем определен ряд обстоятельств, при возникновении которых осуществление майнинга будет запрещено. Так, статьей 3 ФЗ № 221 оговорено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, деятельность по производству или купле-продаже электрической энергии запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с названными видами деятельности.
Согласно статье 14.2 ФЗ № 221 майнинг цифровой валюты также запрещен для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
О получении криптовалюты в результате майнинга обяжут извещать орган, который определит Правительство Российской Федерации. В уведомлении о получении цифровой валюты необходимо указывать адрес-идентификатор. Это уникальная последовательность символов для учета операций с цифровой валютой.
Есть и другие изменения. Так, частью 8 статьи 14 ФЗ № 221 с 19 августа 2024 года в Российской Федерации запрещено предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты. За нарушение установленного запрета предусмотрена административная ответственность по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Защита прав бывших членов семьи собственника жилья при изъятии земельного участка
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2024 № 21-П часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующая вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Суд отметил, что жилищные гарантии для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение должны определяться совокупностью обстоятельств конкретного дела.
При этом необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище.
Кроме того, указано на отсутствие в жилищном законодательстве ответа на вопрос о порядке и способах защиты конституционного права таких граждан на жилище.
Суд постановил, что до внесения изменений в законодательство суд может обязать органы исполнительной власти предоставить бывшему члену семьи собственника изымаемого аварийного жилого помещения в пользование другое жилье при условии, что для бывшего члена семьи собственника изымаемого помещения оно является единственным и такой бывший член семьи, признанный малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или имеет право состоять на таком учете.
Запрещена продажа безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним
Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗ введен запрет продажи несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Российской Федерации.
Теперь продажа таких напитков осуществляется при соблюдении требования о подтверждении возраста покупателя.
Продавец обязан отказать покупателю в продаже этих напитков, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия и документ, позволяющий установить его возраст, не представлен. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утвердит перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя.
Также законом внесены изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Согласно поправке, органами власти субъектов Российской Федерации будет осуществляться региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических). Например, региональными законами может устанавливаться запрет продажи указанных напитков в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта, в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к ним территориях, а также на время проведения физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных соревнований.
О льготах по имущественным налогам участников СВО
Для участников спецоперации и членов их семей налоговым законодательством предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, жилой дом, хозпостройка, гараж и иные), не используемого в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 Налогового кодекса). При этом стоит учесть, что под льготу не подпадают торгово-офисные объекты и те, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., кроме гаражей и машино-мест, расположенных в них.
При этом регионы могут самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, например, увеличивая количество видов объектов налогообложения. Для проверки действующих льгот можно воспользоваться справочным сервисом на официальном сайте ФНС России "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" или уточнить информацию в инспекции по месту нахождения имущества.
В ряде случаев предоставление льготы связано с периодом нахождения на СВО. Им признается календарный год, в течение которого гражданин выполнял задания в ходе спецоперации независимо от фактического срока пребывания в зоне СВО в течение налогового периода.
Заявление на получение льготы можно направить через МФЦ или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. Рекомендуемая форма заявления о перерасчете суммы ранее исчисленных имущественных налогов и НДФЛ разработана ФНС России. Если такое заявление не представить, то льгота будет предоставляться в беззаявительном порядке на основании сведений, полученных налоговым органом в рамках межведомственного взаимодействия.
Получить субсидию на оплату коммунальных услуг станет проще
По общему правилу, если у граждан ежемесячно на оплату жилья и коммунальных услуг уходит больше определенной доли дохода, то они
имеют право на получение субсидии на оплату ЖКУ (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761). Каждый регион устанавливает вышеуказанную норму самостоятельно. Для получения такой субсидии нужно подать соответствующее заявление и подтверждающие право
на нее документы.
Правительство РФ упростило порядок ее предоставления и теперь заявление можно будет подать через портал госуслуг (Постановление
Правительства РФ от 22 июня 2024 г. № 848). При этом основную часть документов госорганы станут запрашивать самостоятельно через систему
межведомственного взаимодействия. Такой упрощенный порядок получения субсидии начнет действовать с 26 сентября 2024 года.
При этом остаются и другие способы подачи заявления, в частности,через органы соцзащиты или МФЦ.
Новые требования к дорожным камерам
С 1 сентября Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности пополнился новой статьей 22.1, регламентирующей использование на дорогах работающих в автоматическом режиме стационарных, передвижных и мобильных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Предусмотрено, в частности, что дорожные камеры должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке, а также осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений правил дорожного движения, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека.
Определена процедура принятия решения о размещении камер на дорогах, а также об их отключении и демонтаже.
Правила размещения стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации установлены Правительством РФ.
Они вступили в силу также с 1 сентября. Правилами, в частности, определяются допустимые места установки стационарных и передвижных камер, предусматривается запрет на перемещение передвижных средств фиксации с мест их установки в процессе их работы, регламентирован целый ряд иных вопросов.
Информация о местах установки стационарных и передвижных средств фиксации, а также маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации (с указанием географических координат мест установки и маршрутов движения и контролируемых ими условиях и режимах движения с указанием видов фиксируемых нарушений правил дорожного движения) будет общедоступной. Ее будут размещать на сайте МВД России.
Закреплено, что фиксация нарушений ПДД камерами, которые не отвечают установленным требованиям, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы не допускаются. Если нарушение все же зафиксировано, то полученная с помощью таких средств фиксации информация не должна использоваться для привлечения водителей к административной ответственности.
Предусмотрено, что расходы, связанные с содержанием средств фиксации, обработкой и рассылкой материалов по делам об АП в области дорожного
движения, зафиксированных с помощью камер, а также почтовые расходы, возникающие в связи с рассмотрением жалоб на постановления по
указанным делам, финансирует уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в рамках осуществления дорожной деятельности (вне зависимости от формы собственности и значения дорог, на которых размещены такие средства фиксации).
Оговаривается, что стационарные, передвижные или мобильные средства фиксации, решение об использовании которых на автомобильных дорогах и
улично-дорожной сети принято до 1 сентября 2024 г., могут использоваться на дорогах для фиксации нарушений правил дорожного
движения при условии соблюдения в отношении них новых требований. Порядок передачи, приема и обработки информации о нарушении ПДД,
зафиксированном дорожной камерой, местах установки дорожных камер и маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них
мобильными средствами фиксации, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2024 г. № 752.
Заявление на подключение через госуслуги будут принимать все энергокомпании
Правительство РФ скорректировало правила технологического присоединения физлиц и организаций к электрическим сетям всех электросетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 22 августа 2024 г. № 1125).
Согласно новым нормам граждане и компании смогут подавать заявление на подключение к электроэнергии в любую электросетевую компанию через личный кабинет на портале госуслуг. Напомним, что в настоящее время заявку на присоединение к электросетям через госуслуги можно направить только в крупные энергокомпании. С 1 января 2026 года к этому проекту подключатся уже все электросетевые организации. При этом для заявителей останется возможность лично обратиться в офис энергокомпании или оформить документы на ее сайте.
Новые правила позволят упростить и ускорить процедуру технологического присоединения к электросетям не только граждан, строящих дачные или жилые дома, но и строительных компаний, возводящих жилые, социальные, промышленные и другие объекты.
Об ответственности несовершеннолетних за экстремизм, терроризм и иную деструктивную деятельность
В настоящее время участились случаи участия несовершеннолетних и молодежи в несанкционированных массовых акциях, направленных на дестабилизацию ситуации в стране, разжигание межнациональных конфликтов.
Так, лица, достигшие возраста 16 лет, могут быть привлечены к административной ответственности:
- по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры;
- по части 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;
- по статье 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей;
- по статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за производство и распространение экстремистских материалов.
Наказанием за перечисленные деяния может быть штраф, обязательные работы и даже административный арест на срок до 15 суток.
С 16 лет несовершеннолетние могут быть привлечены также к уголовной ответственности:
- по статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- по статье 280.4 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации;
- по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года;
- по статье 282.4 Уголовного кодекса Российской Федерации за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказанием за перечисленные деяния может быть штраф, принудительные работы, а также лишение свободы.
В случае совершения указанных деяний до достижения 16-летнего возраста несовершеннолетний в обязательном порядке будет поставлен на индивидуальный профилактический учет в специализированном подразделении органов полиции, в качестве меры профилактики по решению суда, в том числе, он может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок до 30 суток.
Что такое экстремистская деятельность указано в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ею является, в том числе, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, воспрепятствование законной деятельности государственных и муниципальных органов, соединенное с насилием либо угрозой его применения, использование нацистской атрибутики или символики, а также публичные призывы к осуществлению указанных деяний.
Иностранные граждане, получившее российское гражданство, обязаны встать на воинский учет
Федеральным законом от 08.08.2024 № 281-ФЗ внесены изменения в статьи 4 и 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Согласно изменениям органы внутренних дел обязаны в электронной форме предоставлять сведения о гражданах, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство и планируется принесение Присяги гражданина Российской Федерации. Изменения приняты для синхронизации процесса постановки на учет и получения гражданства.
Одновременно в перечень оснований для прекращения гражданства Российской Федерации включено неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет.
Введена уголовная ответственность за пропаганду наркотиков
С 01.09.2025 в Уголовном кодексе РФ появится новый состав преступления.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 226-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен новым составом преступления – ст. 230.3, предусматривающая уголовную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
При этом для наступления уголовной ответственности лицо должно быть дважды привлечено к административной ответственности в течение года либо иметь судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей.
За совершение указанного преступления предусмотрены наказания в виде штрафа, обязательных, исправительных либо принудительных работ, а также ограничения либо лишения свободы. В качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
ИНФОРМАЦИЯ от 31.07.2024
Единые требования к назначению и предоставлению федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 564 утверждены основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Данный документ устанавливает требования к осуществлению указанных процессов органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Так, требованиями предусмотрено предоставление всех видов поддержки в максимально короткие сроки.
Граждане могут подавать заявления в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных или муниципальных услуг (функций)» или посредством регионального портала государственных или муниципальных услуг, а также лично через МФЦ либо в орган или организацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Все необходимые документы ведомства должны получать путем взаимодействия между собой, запрос дополнительных документов возможен лишь при отсутствии данных в государственных информационных системах.
Регистрация заявления производится в течение 1 рабочего дня, также определены кратчайшие сроки рассмотрения документов для назначения соответствующих мер социальной поддержки.
Органы, производящие назначение мер социальной поддержки, должны информировать граждан об этапах рассмотрения их заявлений.
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2024 № 135-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» с 01.09.2024 года устанавливается унификация норм гражданского процессуального законодательства Федеральным законом в числе прочего:
- закреплена возможность предъявления исков, связанных с социальными выплатами и льготами, в суд по месту жительства истца;
- предусмотрено, что к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается документ, подтверждающий уплату госпошлины, а также уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов;
- расширен перечень случаев, при которых течение срока рассмотрения и разрешения дела начинается сначала;
- с 5 до 10 дней увеличен срок составления мотивированного судебного постановления;
- со 100 тысяч до 250 тысяч рублей повышена сумма исковых требований, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства;
- установлена обязанность суда указывать в судебном акте дату его изготовления.
О запрете на сдачу внаем жилья, не оборудованного приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
В часть 2 статьи 30 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым собственник жилого помещения вправе сдавать его гражданам по договору найма (в том числе краткосрочного) или договору безвозмездного пользования, а юридическим лицам - по договору аренды, при условии, что будет обеспечено соблюдение:
- прав и законных интересов соседей;
- правил пользования жилыми помещениями;
- правил содержания общего имущества в МКД;
- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также закреплено право соседей обратиться в суд в случае, если сдача жилого помещения в многоквартирном доме нарушает их жилищные права.
Федеральный закон от 23.03.2024 № 55-ФЗ «О внесении изменения в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 03.04.2024.
О внесении изменений в порядок рассмотрения обращений заявителей кредитными организациями.
С 01.07.2024 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 04.08.2023 № 442-ФЗ, устанавливающие порядок рассмотрения обращений заявителей кредитными организациями.
Основные изменения:
- обращения заявителей рассматриваются кредитными организациями в течение 15 рабочих дней со дня их регистрации, если иной срок не предусмотрен законодательством для отдельной категории обращений;
- предусмотрена возможность продления срока рассмотрения обращения до 10 рабочих дней, с обязательным уведомлением заявителя;
- регистрация обращений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления с обязательным уведомлением заявителя о регистрации обращения;
- установлена обязанность кредитной организации по хранению обращений заявителей, копий ответов и уведомлений в течение 3 лет со дня их регистрации;
- приведен перечень случаев, когда ответ по существу доводов не дается (например, отсутствие в обращении адреса, по которому должен быть направлен ответ; фамилии (наименовании) заявителя; содержание нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы имуществу кредитной организации, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника кредитной организации, а также членов его семьи и др).
О внесении изменений в законодательство об исполнительном производстве.
В законодательство об исполнительном производстве Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ внесены изменения, которыми установлен предельный срок окончания исполнительного производства при фактическом исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.
Теперь судебный пристав обязан вынести постановление об окончании исполнительного производства в течение 3 дней со дня поступления из государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации об исполнении должником требований исполнительного документа либо перечисления взыскателю денежных средств.
При окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, постановление выносится судебным приставом в течение 3 дней со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем соответствующего акта.
Изменения вступили в силу с 01.07.2024.
О внесении изменений в законодательство о защите прав пенсионеров.
С 01.07.2024 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.04.2023 № 143-ФЗ, предусматривающие информирование застрахованных лиц о суммах средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах и учитываемых на пенсионных счетах накопительной пенсии.
Информирование будет осуществляться Фондом социального и пенсионного страхования Российской Федерации 1 раз в три года через личный кабинет Госуслуг, начиная с года достижения мужчинами возраста 45 и женщинами 40 лет.
Первое информирование пройдет с 1 июля по 31 декабря 2024 года в отношении мужчин 1979 г.р. и старше и женщин 1984 г.р. и старше.
В случае информирования застрахованных лиц, формирующих средства пенсионных накоплений:
- в Фонде социального и пенсионного страхования Российской Федерации, сведения указываются по состоянию на дату информирования;
- в негосударственных пенсионных фондах, сведения указываются на основании информации, представляемой такими фондами по итогам предыдущего финансового года.
Внесены изменения в законодательство о местном самоуправлении
Федеральным законом от 13.07.2024 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 13.07.2024 (за исключением отдельных положений), внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
В частности, поправками, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), уточнен статус советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, а также закреплены положения о Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (далее - Ассоциация), в которую входят советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Установлена обязанность совета муниципальных образований региона представлять в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и в Ассоциацию ежегодный доклад о состоянии и развитии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, особенности подготовки которого могут устанавливаться законами субъекта Российской Федерации.
Предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ранее закреплялось, что законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ определяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации)
Кроме того, с 01.01.2025 в пункте 3 части 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ, регламентирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, слово «стандарты;» заменяется словами «стандарты. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации;». Таким образом, с 01.01.2025 общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации.
Основания и порядок признания информационных материалов экстремистскими
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Данный федеральный закон также устанавливает основания и порядок признания материалов экстремистскими.
К экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы, призывающие, обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными Нюрнбергским трибуналом, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Информационные материалы признаются экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, федеральным судом на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
На основании поступающих в Министерство юстиции России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими формируется федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ).
Необходимо помнить, что размещение экстремистских материалов влечет за собой установленную законом ответственность.
Обязанность работодателя по организации постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками
В соответствии со статьёй 216.3 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность организации постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками.
Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам установлены приказом Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам».
Данный документ утрачивает силу с 01.09.2024 в связи с изданием приказа Минздрава России от 24.05.2024 № 262н. П
Аптечки, произведенные до 01.09.2024, могут применяться до истечения срока годности содержащихся в них медицинских изделий, но не позднее 01.09.2027.
Отсутствие у работодателя аптечки первой помощи либо её некомплектность является нарушением требований трудового законодательства в части охраны труда и может повлечь несвоевременное оказание первой медицинской помощи.
За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, работодатель может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 80 тысяч рублей.
Изменения водного законодательства Российской Федерации
Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ, внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, согласно которым в срок до 1 марта 2025 г. органы местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить Правила использования водных объектов для рекреационных целей.
Правила должны содержать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях; определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей; срокам открытия и закрытия купального сезона; порядок проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей; определению зон купания и иных зон, необходимых для осуществления рекреационной деятельности; охране водных объектов; иные требования, необходимые для использования и охраны водных объектов или их частей для рекреационных целей.
Новая редакция статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления, отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, а также правообладателями земельных участков, отведенных для эксплуатации пляжей расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, осуществляется на основании договора водопользования, который заключается без проведения аукциона.
Заключенные до 1 марта 2025 г. договоры водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей должны быть приведены в соответствие со статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации с правилами использования водных объектов для рекреационных целей в срок до 1 марта 2026 г. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменения трудового законодательства в части сверхурочной оплаты труда
Подписан закон о внесении поправок в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующая редакция указанной нормы допускает, что при расчете платы за сверхурочный труд работодатели могут принимать во внимание только тарифную ставку или оклад без компенсационных или стимулирующих выплат.
С первого сентября 2024 года в расчет оплаты сверхурочной работы в обязательном порядке войдут премии и другие выплаты. Первые два часа работы будут оплачиваться не менее чем в полуторном размере, а последующие – не менее чем в двойном. При этом у работника сохраняется право на компенсацию сверхурочной работы дополнительным временем отдыха.
Внесение рассматриваемых поправок обусловлено принятием постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 № 35-П, которым ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку допускает оплату сверхурочной работы исходя лишь из одной составляющей части зарплаты работника – из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Изменения в сфере лицензирования деятельности автошкол
Постановлением Правительства РФ от 21.02.2024 № 199 внесены изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490.
Так, с 01.09.2024 организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств (автошколы), обязаны иметь заключения о соответствии учебно-материальной базы требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере органов внутренних дел.
После 01.09.2024 отсутствие заключения о соответствии учебно-материальной базы требованиям у автошкол будет являться нарушением лицензионных требований, влекущим за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
С 25.07.2024 банки могут возвращать клиентам денежные средства, переведенные мошенникам
С 25.07.2024 вступили в законную силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которым банки начнут возвращать клиентам денежные средства, переведенные мошенникам.
Банк отправителя должен вернуть полную сумму похищенных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента – физического лица в следующих случаях:
- если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Центральный Банк собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем;
- если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента;
- если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то банк может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода – 60 дней.
Также банки могут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За это период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.
Кроме того, банки обязали отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, если от МВД поступила информация о том, что они занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств.
Установлена величина прожиточного минимума на 2025 год
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 № 789 на 2025 год установлена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.
Согласно постановлению, для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 19 329 рублей, для пенсионеров - 15 250 рублей, для детей - 17 201 рубль.
На 2025 год величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена в размере 17 733 рубля, что почти на 15% больше действующего показателя.
Постановление вступит в силу с 1 января 2025 года и будет действовать по 31 декабря 2025 года.