ИНФОРМАЦИЯ от 16.08.2016
Разрешение на строительство получить стало проще
Федеральным законом от 03.07.2016 №370-ФЗ внесены изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым упрощен порядок получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
Установлен трехдневный срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить в электронной форме документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство в соответствующих органах, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Также установлен трехдневный срок предоставления документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Застройщики получили возможность предоставления в электронной форме или на электронном носителе информации сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, копии результатов инженерных изысканий, копии разделов проектной документации или копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Новые разъяснения о предельных нагрузках на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей
Минтруд России дал новые разъяснения относительно предельных нагрузок на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей.
В частности, как указано в Письме Минтруда России от 22.06.2016 №15-2/ООГ-2247 «О работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей» Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 №642н), в целях сохранения здоровья работающих, установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей:
мужчинами - не более 50 кг; женщинами - не более 15 кг.
Отмечается, что нормы указанных Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 №105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», т.к. указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:
- при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами - до 30 кг; женщинами - до 10 кг;
- постоянно в течение рабочей смены: мужчинами - до 15 кг; женщинами - до 7 кг.
При выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями указанного постановления Правительства РФ.
Лица, склонные к девиантному поведению, при призыве на военною
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.07.2016 №698 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе» граждане, склонные к девиантному поведению, при призыве на воинскую службу будут проходить повторное освидетельствование врачом-психиатром.
Установлено, что при постановке на воинский учет и призыве на военную службу врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических исследований), выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.
При этом врач-психиатр проводит освидетельствование после изучения результатов профессионального психологического отбора гражданина или соответствующих исследований (обследований), проведенных медицинскими психологами (психологами) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), в том числе специалистами федерального органа исполнительной власти, в который гражданин поступает на военную службу (приравненную службу) по контракту.
О некоторых изменениях в трудовом законодательстве
Федеральным законом от 03.07.2016 №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» усилена административная и материальная ответственность работодателей за несвоевременную выплату заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений работникам.
Так, в ст.5.27 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, из ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ выделены в специальный состав ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом усилена ответственность для должностных лиц с 1-5 тыс. руб. до 10-20 тыс. руб.
Повторные нарушения в данной сфере теперь следует квалифицировать по ч.7 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом усилена ответственность для должностных лиц с 10-20 тыс. руб. до 20-30 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей - с 10-20 тыс. руб. до 10-30 тыс. руб., для юридических лиц - с 50-70 до 50-100 тыс. руб.
Наряду с этим, в Трудовой кодекс РФ внесены изменения. Так, увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат.
Теперь денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Другим не менее важным изменением является уточнение формулировки ч. 6 ст.136 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца.
Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Данные изменения вступают в силу с 03.10.2016.
Введена ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №326-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Кодекс дополнен новой статьей 5.35.1, которая устанавливает административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В частности, ответственность наступает в случае неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
За данное правонарушение предусмотрены следующие виды наказаний: обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Такие же виды наказаний предусмотрены в случае неуплаты совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1. КоАП РФ уполномочены рассматривать судьи.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Внесены изменения в законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе
Федеральным законом от 30.06.2016 №224-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Госслужащие и претенденты на госслужбу должны будут предоставлять нанимателю информацию об общедоступных сведениях, которые они размещали в Интернете, в частности - о своих страницах в соцсетях.
При этом претенденты предоставляют такую информацию при поступлении на службу за три предыдущих календарных года, а гражданский служащий - ежегодно за календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (кроме размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей). Сведения представляются по форме, установленной Правительством РФ. Указанные положения также распространяются на муниципальных служащих и претендентов на муниципальную службу.
Кроме того, ужесточены требования к уровню образования и квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. Теперь для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп необходимо будет наличие высшего образования не ниже уровня специалитета либо магистратуры. Требование не применяется в отношении служащих, назначенных на должности до дня вступления в силу данного закона, в отношении замещаемых ими должностей, а также на лиц, получивших высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года.
Установлено также, что для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы теперь устанавливаются, в том числе, в соответствии с областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Установлено также, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет направление подготовки, соответствующее области и виду его профессиональной служебной деятельности.
Федеральным законом от 23.06.2016 №219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
В России будет создан Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий.
В реестр будут включаться также сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ.
Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, определена ФНС России.
Положениями закона предусмотрены условия и порядок предоставления сведений из информационной системы.
Регламентирован порядок проведения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния путем конвертации записей, составленных на бумажных носителях. Перевод актовых книг в электронную форму должен быть завершен не позднее 31 декабря 2019 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Конституционный Суд РФ указал, что граждане в соответствии с законом не допускаются на подведение итогов голосования
Группа Депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором указывалось на отсутствие в избирательном законодательстве РФ положений о праве избирателей, представителей от общественных объединений присутствовать при подсчёте голосов и установлении итогов голосования в помещении избирательной комиссии, а также о незамедлительном получении ими заверенной копии протокола об итогах голосования.
По мнению заявителей отсутствие условий для того, чтобы избиратели (независимо от кандидатов на выборах) могли удостовериться в правильном учёте поданных ими голосов и установлении итогов голосования препятствует осуществлению эффективной судебной защиты нарушенных избирательных прав граждан, не имеющих реальной возможность собрать и представить суду в обоснование своей позиции по делу необходимые доказательства.
07 июля 2016 года Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Гражданин вправе требовать устранения нарушений, допущенных при установлении итогов голосования. Граждане, как избиратели, не лишены права обращения в суд с заявлением о защите своих избирательных прав, при установлении итогов голосования на том из-бирательном участке, на котором принимали участие в выборах в качестве избирателей.
Действующее федеральное законодательство не препятствует гражданам на основе ставших им известными, в том числе и из неформализованных источников, о нарушениях при подсчёте голосов и определении результатов голосования обжаловать соответствующие решения и действия (бездействия) избирательных комиссий.
А также предусматривает различные способы как непосредственного выявления и фиксации таких нарушений гражданами, в том числе с использованием технических средств в рамках информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так и использовать уже полученные сведения представителями средств массовой информации, присутствующими в помещении для голосования в день голосования.
При этом обращается внимание на статью 34 Закона РФ «О средствах массовой информации», которой предусмотрена обязанность редакции радио-, те-лепрограммы в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи, и фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир, доказательства для разрешения споров об итогах голосования могут быть судом истребованы и у редакции средств массовой информации.
Учреждения образования вправе отказать в приеме в школу только по причине отсутствия свободных мест
Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантируется право на образование.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также общедоступность и бесплатность образования.
Между тем, существует территориальный принцип приема в образовательные организации, суть которого заключается в том, что за каждой образовательной организацией закрепляется определенная территория, жители которой имеют преимущественное право на прием в данную образовательную организацию.
Однако территориальный принцип не абсолютен и означает возможность приема в школы лиц, не проживающих на закрепленной территории, так как право на выбор образовательной организации (школы) для получения общего образования не отменяется: каждый гражданин имеет право выбирать, в какой образовательной организации обучать ребенка.
В соответствии с п. 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, образовательная организация, с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в Интернете, в средствах массовой информации (в том числе электронных), информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории и о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.
Таким образом, отказать в принятии в школу ребенка, не проживающего на закрепленной территории, можно только в случае отсутствия свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории.
Утверждены правила обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов
Правительством РФ принято постановление от 09.07.2016 № 649, которым утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные правила будут применяться к помещениям, входящим в состав жилищного фонда России, субъектов РФ, а также муниципального и частного жилищного фонда.
Закреплено, что доступность жилого помещения должна быть обеспечена за счет приспособления такого помещения с учетом потребностей инвалида, то есть изменения и переоборудования как жилого помещения, так и общего имущества в многоквартирном доме. Координацию соответствующих мероприятий будут осуществлять уполномоченные на то федеральные или региональные органы власти.
Установлено, что специальные комиссии будут обследовать жилые помещения инвалидов и общее имущество в многоквартирных домах, оценивать необходимость и возможность их приспособления, рассматривать документы о признании гражданина инвалидом, о характеристиках занимаемого им жилого помещения и т. д. Затем комиссия будет решать вопрос об экономической целесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома (его части).
Правила проведения проверки такой целесообразности утвердит Минстрой России. На основании акта обследования и решения об экономической целесообразности может быть принято решение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества.
Новыми правилами также определены требования к доступности жилого помещения и общего имущества для инвалида. Относительно общего имущества, в частности, установлено, что:
• территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров;
• одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами;
• навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения;
• наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля и другое.
Определены и требования к жилому помещению, в котором проживает инвалид. Так, оно должно иметь жилую комнату, совмещенный санитарный узел для инвалида, переднюю-холл площадью не менее 4 кв. м. Пороги дверных коробок входных и балконных дверей оснащаются временными съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными), ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 метра и так далее.
Указывать в трудовом договоре размер зарплаты в иностранной валюте запрещено!
Федеральная служба по труду и занятости в письме от 20.11.2015 №2631-61 дала разъяснение вопроса об указании в трудовом договоре размера заработной платы в иностранной валюте.
Так, если размер оплаты труда сотрудника указан в иностранной валюте или условных единицах, работодателю грозит предупреждение или административный штраф.
В соответствии с абзацем пятым части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно части первой статьи 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте и условных единицах действующим законодательством не предусмотрена.
В связи с чем, в трудовых договорах с работниками заработная плата также должна быть установлена в рублях.
Установление в трудовых договорах заработной платы в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте или в условных единицах, не в полной мере соответствует трудовому законодательству и в определенных условиях ущемляет права работников.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 ТК РФ).
Согласно части первой статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Медучреждение может обращаться в суд с заявлением о защите прав пациента
Федеральным законом № 223 от 28.06.2016 г. внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства, регулирующие ситуации, когда ребенок или недееспособное лицо находятся в опасном для жизни состоянии, а его законный представитель отказывается от медицинского вмешательства для спасения жизни. В таких случаях медучреждение может обращаться в суд с заявлением о защите прав такого пациента.
До принятия указанного федерального закона по правилам Кодекса об административном судопроизводстве такое дело рассматривалось судом в течении двух месяцев со дня поступления заявления. Теперь этот срок составляет пять суток со дня принятия заявления, или даже в этот же самый день, если о том попросит медицинская организация.
Принятые изменения вводят в текст КАС РФ отдельную главу, посвященную производству по данной категории дел. Административное исковое заявление медорганизации о защите интересов пациента принимается судом незамедлительно. При этом к участию в деле привлекаются орган опеки и попечительства, а также прокурор.
В соответствии с внесенными изменениями в КАС РФ, суд не рассматривает мотивы отказа законного представителя от медпомощи: суд обязан лишь установить сам факт такого отказа законного представителя гражданина, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, и необходимость медицинского вмешательства в целях спасения жизни, а обязанность доказывания лежит на медицинской организации.
Мотивированное решение суда изготавливается в полном объеме в день его принятия. Суд вправе обратить решение об удовлетворении искового заявления к немедленному исполнению, указав на это в резолютивной части решения, - в этом случае медучреждение сразу получает заверенную копию резолютивной части решения.
Данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 28 июня 2016 года.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства штраф может быть заменен на предупреждение
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), административный штраф может быть заменен на предупреждение.
Так, статьей 4.1.1. КоАП РФ установлены основания замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, в соответствии с которой лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ.
Предупреждение применяется при совокупности следующих условий:
- совершение административного правонарушения впервые;
- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;
- устранение нарушений обязательных требований, образующих состав административного правонарушения, путем исполнения выданного предписания в полном объеме и в сроки, установленные данным предписанием и согласованные с лицом, которому оно выдано.
КоАП РФ дополнен новой частью, устанавливающей особенности назначения административного наказания в виде предупреждения.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.